Экраноплан: корабль или самолет?

Самолет или корабль — каспийский монстр | Военное обозрение

Экраноплан: корабль или самолет?

Со скоростью более 500 километров в час он летит над самой поверхностью воды, как аппарат на воздушной подушке. Он может взлететь, как самолет, и плыть, как корабль. Экраноплан — идеальная машина для десантирования и молниеносных нападений.

Россия вновь планирует производить эти дорогие, но действенные боевые средства. В 90-е годы прошлого века Россия закрыла проект производства экранопланов из-за недостатка финансирования и всеобщего хаоса. Теперь «Каспийский монстр» и его собратья возвращаются на сцену. Об этом пишет чешский портал Technet. Перевод статьи приводят ИНОСМИ.

На свет уже появился 60-тонный макет, и одновременно начались работы по созданию 500-тонной машины, как сообщило руководство российского ВМФ. Производство должно начаться после 2020 года в Нижнем Новгороде.

Благодаря таким экранопланам, как «Орленок», «Лунь», «Волга-2» и, прежде всего, КМ, «Каспийскому монстру», Россия является крупнейшим производителем этого примечательного типа техники, самолета, аппарата на воздушной подушке и корабля в одном.

Но это не означает, что Россия единственная, кто их создает.

Идеальны для десантирования

Россия начала разработку экранопланов в 60-е годы прошлого века. В советские времена их конструированием занималась группа Ростислава Алексеева. Экраноплан представлялся многообещающей военной технологией.

Он двигался в нескольких метрах над поверхностью воды, как обычные аппараты на воздушной подушке, а благодаря динамичному приземному эффекту мог развивать скорость до 500 километров в час. На небольшие расстояния он мог подняться на высоту полета обычного самолета.

Упрощенно говоря, на скорости до 70 км/ч (38 узлов) он все себя, как корабль, в районе 100 км/ч — как аппарат на воздушной подушке, а когда скорость достигала более 150 км/ч, он взлетал в воздух как обыкновенный самолет.

Эти характеристики превращали экраноплан в потенциально идеальную машину для десантных операций. Вторая мировая война была еще жива в памяти, как и успехи западных союзников, а также японцев, которые, кстати, одни из первых начали конструировать специальные десантные корабли.

С другой стороны, советское военное командование хорошо понимало, что его собственные десантные операции во время Второй мировой войны не увенчались блестящими успехами, а в случае десантирования на территории рушащейся японской монархии так и вообще, говоря объективно, речь шла о фиаско.

Благодаря высоте полета до 10 метров над поверхностью экраноплан сумел обойти мины и заграждения. Вместе с этим он был неуязвим для торпед и выпускаемых с земли зенитных снарядов и противокорабельных ракет.

Поразить его могли практически одни только высокоточные крылатые ракеты — так, по крайней мере, полагали конструкторы, которые, как и всегда в СССР, были полны оптимизма, доходящего до наивности. Это касалось и предположения, что экраноплан будет практически неуловим для радарной техники.

Возможно, так оно и было с советскими радарами, но совершенно неясно, как экраноплан со своими габаритами повел бы себя с западными радарами того времени.

«Монстр с Каспийского моря»

Советский ВМФ начал строительство первого настоящего экраноплана в 1963 году.

На судоверфи «Волга» под Нижним Новгородом началось строительство экраноплана КМ (Корабль-макет), который должен был стать полномасштабным макетом будущего боевого экраноплана.

Это была огромная машина с корпусом длиной 90 м и взлетной массой 544 т. В это время это было самое большое авиационное средство в мире.

В «Каспийском монстре», как начали называть машину, использовались наработки испытаний опытных экранопланов СМ.

Концептуально это был среднеплан с хвостовыми Т-образным оперением, оснащенный двумя двигателями Добрынин ВД-7 с тягой 107,8 кН, которые размещались по обеим сторонам вертикальной хвостовой поверхности.

Оптимальная высота полета колебалась в районе 4-14 метров над уровнем моря, крейсерская скорость составляла 430 км/ч, а максимальная — 500 км/ч. Во время летних испытаний КМ продемонстрировал хорошую стабильность и управляемость.

Несмотря на внушительные размеры, этот экраноплан мог выполнять удивительно резкие повороты с большим наклоном, во время которых конец крыла на внутренней стороне поворота касался поверхности воды.

В результате многолетних испытаний КМ несколько раз перестраивался — в последний раз в 1979 году. Это изменение было связано, с одной стороны, с сильным износом авиационных двигателей и бустеров, а с другой — с необходимостью опробовать новые двигатели для будущего боевого экраноплана «Лунь». Последним переоснащение стало также и потому, что через год КМ стал жертвой аварии.

«Лунь»

«История экраноплана „Лунь“, единственного, который имел наступательное вооружение, началась в 1970 году, когда Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Алексеева („ЦКБ по СПК им. Р.

Е. Алексеева“) получило заказ на разработку экраноплана, вооруженного противокорабельными крылатыми ракетами, способного достигать скорости 500 км/ч», — рассказывает о рождении «Луни» публицист Радек Панхартек.

Целью конструкторов было создать средство, способное в быстром полете на малой высоте атаковать крупные объекты на поверхности моря или малые морские группировки и караваны судов. Наступательным оружием был арсенал из шести противокорабельных крылатых ракет 3M80 Москит.

Учитывая размеры ракетных контейнеров, единственным местом для их размещения могла стать верхняя часть корпуса экраноплана. Это обусловило его конструкционные ограничения. Все восемь двухконтурных двигателей Кузнецов НК-87 с тягой 127,4 кН были размещены на небольшом пилоне сразу за кабиной экипажа.

После достижения летной высоты и скорости в работе оставались лишь два двигателя, а другие — отключались. Бустеры же включались лишь при акселерации или преодолении препятствий.

Для защиты экраноплана на корме и под первой парой ракетных контейнеров были установлены артиллерийские установки УКУ-9К-502-11- такие же, как на самолете Ил-76.

Испытания проводились на Каспийском море в 1990-1991 годах 11-й авиагруппой, подчинявшейся командованию Черноморского флота. Частью испытаний было также использование крылатых ракет Москит.

После 1992 года полеты экранопланов были очень ограничены из-за финансовых проблем. «Лунь» стояла на базе в Каспийске и постепенно ветшала. В 1998 году по решению начальника штаба ВМФ 11-я отдельная авиагруппа была реорганизована в «Авиабазу по сохранению экраноплана», которая законсервировала экраноплан «Лунь» и занималась его хранением.

Это могло бы стать концом истории экранопланов, многообещающей технологии, которая просто оказалась слишком сложной с технологической точки зрения и слишком затратной финансово, чтобы ее могла сохранить пошатнувшаяся постсоветская экономика.

Перемены настали в связи с политической и геополитической динамикой администрации Владимира Путина. Аппетиты, направленные на черноморский коридор в Средиземноморье, в определенном смысле продолжили планы, которые связывал с экранопланами советский ВМФ.

Ведь советские экранопланы были созданы как раз для использования во внутренних морях.

Транспортные экранопланы «Орленок» призваны были неожиданным десантированием морской пехоты обеспечить блокаду входов или выходов из внутренних морей — прежде всего из Черного моря через Босфор и Дарданеллы.

Ракетный экраноплан «Лунь» в таком случае должен был прикрывать их операции от нападения с судов противника или уничтожить патрули больших групп судов, тем самым открыв путь более крупным соединениям ВМФ.

И именно эту роль могли бы играть машины, которые российский ВМФ хочет поставить на вооружение после 2020 года. Рассматривается и иное использование этих средств. Когда-то в Сибири испытывали Буревестник-24, гражданский транспортный и спасательный экранолет. И велика вероятность того, что в российских конструкторских бюро разрабатываются и планы океанских военных экранопланов.

Они стали бы ответом на Pelican, концепт экраноплана «Боинга», о котором с 2002 года нет никаких новостей, что, однако, отнюдь не значит, что разработки не продолжаются. Кстати, экранопланы набирают популярность и за пределами их русской прародины. Скажем, Иран сформировал несколько частей из этих оснащенных оружием машин, продемонстрировав их на военном параде в 2010 году.

Экранопланы называются Bavar 2, и они невелики. Но для полноты картины отметим, что об иранских экранопланах с тех пор нет никакой информации. Само по себе это ничего не значит, хотя, возможно, у Ирана те же проблемы, что были у России. После больших ожиданий — масса трудностей и в итоге разочарование.

Но никто не может сказать, что экраноплан закончит свои дни среди других странностей, которых в военной истории было немало. Как минимум до тех пор, пока не завершится проект, над которым сегодня ломают головы инженеры на судоверфях в Нижнем Новгороде.

Источник: http://militaryreview.ru/samolet-ili-korabl-kaspijskij-monstr.html

Экраноплан возвращается на Балтику

Экраноплан: корабль или самолет?

Морские чудища, передвигающиеся с большой скоростью, были диковинкой Советского Союза

Эстонская судоходная компания Sea Wolf Express стремится организовать транспортную систему между Хельсинки и Таллином — значительно более быструю, чем существует сейчас. Несущиеся на огромной скорости экранопланы в свое время были диковинкой Советского Союза.

Экранопланы будет поставлять российская компания RDC Aqualine — если все пойдет удачно и собранная техника заработает.

Физическое явление, которое называется «экранный эффект», привлекает как летчиков, так и моряков. В годы холодной войны экранопланы были секретным оружием советской армии.

Экранный эффект известен уже очень давно. Вблизи земли или у поверхности воды крылья получают дополнительную подъемную силу, и лобовое сопротивление уменьшается.

Самолет, использующий экранный эффект, может перевозить гораздо большие грузы при меньшей затрате топлива. Экраноплан движется быстрее, чем корабли, касающиеся воды.

Судно или самолет?

Что же это за изобретение, судно или самолет?

Почетный профессор Университета Аалто по вопросам корабельной техники Ежи Матусяк (Jerzy Matusiak) говорит, что экраноплан больше напоминает самолет, а не корабль, но, например, Международная морская организация (ИМО) классифицирует это средство передвижения как морское судно.

На самом деле, этот подход кажется логичным, поскольку на практике экранопланы передвигаются по водоемам. Они слишком большие для использования на суше.

Другие суда, принцип работы которых основан на использовании экранного эффекта, например, судно на воздушной подушке, с большей определенностью можно отнести к лодкам или кораблям. Судна на воздушной подушке тоже используют экранный эффект, но совсем иначе.

Передвижение из Хельсинки в Таллин на экраноплане можно сравнить с перелетом на вертолете. Путь продлился бы примерно полчаса.

«Летающий корабль» над Атлантикой

Первый экраноплан — роскошный немецкий самолет Do X, который совершил свой первый полет летом 1929 года. Уже в следующем году он перевез 60 пассажиров из Кабо-Верде в Бразилию.

Судно могло подниматься на высоту больше трех километров, то есть оно скорее было самолетом, чем кораблем, несмотря на немецкое прозвище этого изобретения — Flugschiff, «летающий корабль».

Всего было создано три экземпляра Do X с 12 моторами. До наших дней ни один не сохранился.

Экранопланы переживали расцвет в СССР в период холодной войны. На экраноплане хотели осуществлять быстрые перевозки военной техники и личного состава.

Разработкой нового судна занимался Ростислав Алексеев, главный конструктор исследовательского отдела, который специализировался на разработке кораблей на подводных крыльях.

Для движения по Финскому заливу планируется создать экраноплан для транспортировки 12 пассажиров за один раз, однако в Советском Союзе были более грандиозные планы.

Экраноплан «КМ», созданный для движения по Каспийскому морю, был длиной 92 метра и мог парить с грузом 300 тонн. И как парить! Согласно расчетам, максимальная скорость судна должна была составлять 500 километров в час, но, говорят, что во время тестирования судно набирало скорость свыше 700 километров в час на высоте меньше десяти метров над поверхностью моря.

Экраноплан «КМ» строили в период с 1962 по 1964 год. Американские разведывательные спутники вскоре обнаружили необычное судно и различили на его поверхности буквы «КМ». Офицеры разведки нарекли судно «Каспийским монстром», хотя разгадка была куда прозаичнее: КМ — это «корабль-макет».

Тестовые испытания были необходимы. У экранопланов наблюдались продольные колебания, из-за чего пришлось разработать довольно сложные системы управления.

«КМ» работал в Каспийском море как тестовый корабль до 1980 года, пока он из-за ошибки управления не перевернулся и не утонул.

После этого несчастного случая программу по развитию экранопланов начали сворачивать. После смерти министра обороны Дмитрия Устинова, который поддерживал проведение этих испытаний, финансирование программы прекратилось.

Безумные планы СССР

Работа Алексеева все же принесла результаты, и к производству были готовы два новых класса экранопланов.

© РИА Новости // Российский экраноплан типа «Орленок»

А-90 «Орленок» составлял по грузоподъемности лишь десятую часть Каспийского монстра, но тем не менее был способен перевезти 150 человек и транспортные средства.

«Орленок» был разработан как транспортное судно и десантный корабль. Он мог переходить в режим самолета и подниматься на высоту трех километров.

Советский флот заказал 120 экземпляров «Орленка». В итоге было подготовлено только три «Орленка», которые создавались в период с 1978 по 1980 год. Суднами пользовались во флоте до 1993 года.

Другой разработкой был экраноплан «Лунь», вес которого составлял 286 тонн, а грузоподъемность — 100 тонн.

«Лунь», оснащенный ракетами, был создан в количестве только одного экземпляра для Черноморского флота. Создание второго судна, которое должно было выполнять роль передвижного госпиталя, было практически полностью завершено, но финансирование вдруг прекратилось.

У СССР был проект еще более крупного судна. На интернет-странице «Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Г. М. Бериева» по-прежнему представлен план строительства транспортного самолета-амфибии Бe-2500 «Нептун». Он был бы в четыре раза больше современных крупнейших транспортных самолетов. Мечта все еще живет.

Проекты экранопланов существовали во многих странах

Подобные проекты существовали в разных странах. Начиная с 1960-х годов в Германии существует много проектов с использованием экранного эффекта. В основном это транспортные корабли и яхты, которые могут перевозить максимум десять человек.В 80-х в Китае, Японии, Корее, Тайване и Австралии тоже разрабатывались различные модели.

Иран всегда был очень заинтересован в экранопланах, и у флота страны есть 12 двухместных экранопланов, оснащенных пулеметами или реактивными системами залпового огня. Вечно зоркие спутники заметили в иранских портах в том числе и двухмоторное судно, напоминающее российский экраноплан.

Неужели американцы все это время ничего не делали? И да, и нет.

Частные предприятия с определенным успехом собирали и управляли небольшими экранопланами, но большие судна остались только в грандиозных планах.

Самым масштабным проектом был Boeing Pelican Ultra. Размах крыльев такого летательного аппарата должен был составлять 150 метров, полезная нагрузка — 1,3 тысяч тонн.

Аппарат передвигался бы именно при помощи экранного эффекта, но мог бы подниматься вверх на шесть километров за счет своей мощности.

Для сравнения: размах крыльев самого большого в мире грузового самолета Ан-255 — 88,4 метра, и он может поднимать груз в 250 тонн.

О «Пеликане» давно ничего не слышали. Новый экраноплан придется подождать.

Kauppalehti, Финляндия

Источник: https://news.rambler.ru/tech/39749566-ekranoplan-vozvraschaetsya-na-baltiku/

Экраноплан — скоростной военный корабль-самолет

Экраноплан: корабль или самолет?

Россия ведет опытно-конструкторские работы по созданию нового поколения экранопланов — гибридов корабля и самолета, когда-то наводивших ужас на американских военных.

Они могут снова появиться на вооружении Военно-морского флота.

Об этом сообщил на совместном заседании экспертного совета при комитете Госдумы по промышленности и специалистов Лиги содействия оборонным предприятиям гендиректор ассоциации «Космонавтика человечеству» Альберт Никитин.

По его словам, в России разработан проект создания и использования экранопланов до 2050 года.

 Он напомнил, что по заказу Минобороны конструкторское бюро имени Алексеева провело научно-исследовательскую работу по изучению существующих проблемных вопросов в аэродинамике и гидродинамике экранопланов, а также ведет проработку его облика. «Работа завершена, она принята военным ведомством, но окончательного вывода по облику этих кораблей в ней не сделано», — заявил эксперт.

«Экранопланы — это гениальная разработка, — поддерживает коллегу первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев. – «Как пролонгированный вариант она может помочь и с сообщением между Крымом и остальной Россией, в других отраслях.

В ноябре мы проведем круглый стол, чтобы сделать анализ текущего состояния разработок, просчитать их экономическую актуальность и оценить, в каких отраслях разработка экранопланов сможет пригодиться России. Мы проработаем вопрос о необходимости создания экранопланов для нужд национальной безопасности.

Они могут пригодиться Минобороны в силу малозаметности и своей скорости».

Экранопланы летящие по волнам

Экраноплан — бесспорное «ноу-хау» российской промышленности, которое делает нас не только первыми, но и вообще единственными в мире, сумевшими освоить технологию скрещивания корабля и самолета.

От первого — экраноплан унаследовал грузоподъемность, от второго — скорость. Кроме того, гибрид еще и экологически безопасен. В отличие от обычных кораблей и судов он, как самолет, летит над водой, не создавая волн, которые могут разрушить береговую линию.

Способен выходить на необорудованный пологий берег, «лететь» надо льдом или тундрой.

https://www.youtube.com/watch?v=mFreoM0AEdw

Технологию экранопланов — судов на динамических воздушных подушках разработал академик Ростислав Алексеев более полувека назад. Суда, более похожие на пассажирские самолеты, передвигались над морем на определенной высоте, благодаря эффекту аэродинамического экрана, что позволяло развивать скорость в сотни километров в час.

В советские времена, как и всегда, этим первыми воспользовались военные. Командование Военно-морского флота увидело в самолете-корабле тот самый козырь, который позволит свести к минимуму гегемонию США в области авианосных соединений.

Десантный экраноплан «Орленок», ударный «Лунь» имели скорость в 500 км в час. Для сравнения: у атомных авианосцев США она не превышает 70 км в час. Так, что при всем желании «сбежать» от русского самолета-корабля они просто не смогли бы.

Спущенный на воду в 1986 году «Лунь» «летал» на 2 тыс. км и нес груз в 140 тонн.

Солнечный ожог ракеты «Москит»

Но не только скорость делала экраноплан «Лунь» таким опасным для американского флота. Главным его оружием стали сверхзвуковые крылатые ракеты 3М80 «Москит». На экраноплане «Луне» их стояло 6 штук.

Для сравнения, основными носителями этих ракет в советском ВМФ были эсминцы 955 проекта типа «Современный». На корабле их 8. Но вот скорость эсминца всего 35 узлов.

Так, что в условиях оперативно реагирования на возникающие угрозы он не столь эффективен как экраноплан.

Каждый «Москит» размером с истребитель. Летает на расстоянии в почти что 200 км. На каждой ядерная или фугасная боевая часть весом до полутоны. Скорость ракет такова, что их не видят радары.

Кроме того ракета постоянно меняет высоту и направление полета выписывая над водой замысловатую «змейку», резко набирает и сбрасывает высоту делая так называемую «горку», в результате этого полностью сливается с окружающей обстановкой.

По словам моряков, заметить «Москит» можно только под самым бортом корабля, когда увернуться от встречи с этой машиной уже физически невозможно. За скорость, непредсказуемость полета и разрушительную мощь «Москит» прозвали на Западе «Sunburn» — «Солнечный ожог».

А сам экраноплан «Лунь» за размеры, сопоставимые с эсминцем — «Каспийским монстром» (испытания кораблей проходили в советское время на Каспийском море).

Впрочем, за акваторию Каспия «монстр» так и не вышел, оставшись одной из страшилок эпохи холодной войны и противостояния Востока и Запада.

Экранопланы — хорошо забытое старое

«Тема экранопланов так и не вышла за рамки экспериментальной, — объяснил телеканалу ЗВЕЗДА бывший замглавкома ВМФ Игорь Касатонов.

Адмирал застал оба корабля, когда командовал Черноморским флотом СССР, к которому были приписаны «Каспийские монстры». – Самая главная их проблема в надежности.

Кроме того, не удалось совместить понятие стоимости проекта, его эффективность и целесообразность, что и определило в дальнейшем судьбу кораблей.

По словам Касатонова, при «бумажной-теоретической» красоте проекта на практике экранопланы оказались крайне неэффективными. В постсоветский период «Лунь» и «Орленок» пошли на «иголки». Однако идея скоростного большегрузного морского сообщения все еще витает в умах российских руководителей.

Владимир Гутенев — один из энтузиастов возрождения уникального направления в кораблестроении, где Россия бесспорный мировой лидер. Тем более, что создание экранопланов укладывается в концепцию «транспортной доступности», активно продвигаемой правительством несколько последних лет.

Ее суть в создание возможности беспрепятственного перемещения населения страны в самые ее труднодоступные регионы.

Возможности экраноплана позволяют связать Санкт-Петербург и Калининград, отрезанный от «континентальной» России двумя границами, Камчатку, Сахалин, Курильские острова с Владивостоком.

«Особое значение проект экранопланов имеет для развития Сибири, Дальнего Востока и северных районов страны, — утверждает Альберт Никитин. — В частности, на сибирских реках, в прибрежных районах Северного морского пути.

Именно поэтому экранопланы видятся сегодня конструкторам, прежде всего, как пассажирский транспорт. Самые перспективные проекты этих самолетов-кораблей могут перевозить от 40 до 200 пассажиров, или от 50 до 600 тонн, летать со скоростью 500 км в час и не бояться 3-метровой волны. К слову, на Западе нет аналогичных кораблей водоизмещением более 5 тонн.

Сейчас ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Алексеева разрабатывает морской пассажирский экраноплан «A-050», который сможет развивать скорость 450 км в час и брать на борт 100 пассажиров.

Генеральный директор бюро Сергей Платонов заявлял, что подготовка опытного образца пассажирского экраноплана должна завершиться к 2017 году. По заказу Минпромторга компания «Экранопланостроительное объединение «ОРИОН» создала первый рабочий прототип экраноплана «Стерх-10».

На разработку опытного экземпляра министерство выделило около 70 млн. рублей. Экраноплан массой 10 тонн рассчитана для полетов на высоте до 6 м и способна перевозить до 20 человек.

Мечты и реальность внедрения экранопланов

«Полномасштабные опытно-конструкторские работы по «большим» экранопланам предусмотрены госпрограммой вооружений с 2016 года, но, не имея понимания по облику, конечно, развертывать такую работу нецелесообразно, — говорит депутат Гутенев. По его словам, необходимо дополнительно проработать, как минимум, три проблемных вопроса.

Первый состоит в том, что сегодня имеется очень высокая степень технических рисков от создания экранопланов. Поэтому требуется не только научная, но еще и техническая проработка возможности его создания. Не определено и место экранопланов в системе боевого применения Вооруженных сил России.

«Это связано, прежде всего, с созданием межвидовых группировок войск и сил», — объясняет Гутенев. — Минпромторг разработал проект развития экранопланов военного и гражданского назначения. Этот проект прорабатывается совместно с Минобороны, и по результатам этой проработки будут приняты окончательные решения об открытии ОКР для военного ведомств.

«Экраноплан очень дорог в эксплуатации», — констатирует адмирал Игорь Касатонов. – «Лунь», например, приводили в движение 8 авиационных двигателей. В том же Керченском проливе он попросту бесполезен. Там ходу с одного берега до другого 30-40 минут.

Кроме того, серьезная навигационная активность, при которой запускать корабль со скоростью в 500 км в час опасно. В военном плане использовании таких кораблей, при наличии у противника мощных космических и радиолокационных средств контроля пространства, авиационных группировок, также сомнительно.

Экраноплану не дадут развернуться в море так, как быстро обнаружат и начнут противодействовать — подчеркивает адмирал.

Как бы там ни было, но эффект «динамических подушек» похоже, всерьез захватил умы парламентарием и конструкторов.

Даже если экранопланы больше никогда не вернуться в Военно-морской флот как ударные единицы, то в гражданском секторе экономики они найдут свое применение.

При единственном условии, что самолеты-корабли нового поколения станут экономичней своих предшественников «Каспийских монстров» СССР.

Источник

Источник: http://www.3world-war.su/texnologii/255-jekranoplan-skorostnoj-voennyj-korabl-samolet.html

Морские монстры: экранопланы СССР и России

Экраноплан: корабль или самолет?

Советский Союз создал целую серию удивительных транспортных средств — экранопланов, — способных на уничтожение авианосцев неприятеля. К сожалению, в 90-е годы почти все наработки были уничтожены. Способны ли ещё подняться в воздух эти монстры — разбирался журналист Лайфа Михаил Котов.

Говорят, что в этот день в ЦРУ все общались исключительно самыми грязными ругательствами. Во время проявки кадров, снятых самолётом-разведчиком U-2, в акватории Каспийского моря было замечено нечто невероятное.

Судя по фотографиям, над поверхностью моря летел гигантский самолёт со скоростью около 500 километров в час.

Тогда это чудо техники и получило прозвище «Каспийский монстр», а американские разведчики начали разработку по советским экранопланам, едва ли не самым удивительным военным машинам того времени.

Как летит экраноплан

Обычный самолёт для полёта использует подъёмную силу, возникающую за счёт разницы давления над и под плоскостью крыла. По верхней кромке крыльев (в зависимости от угла атаки) воздушный поток проходит быстрее, а под нижней — медленней. Из-за этого сверху от крыльев давление меньше, чем под ними, что и выталкивает летательный аппарат вверх.

При этом при снижении самолёта, почти у самой земли, может возникнуть интересный эффект.

Его называют экранным, так как поверхность (взлётная полоса или водная гладь) также могут замедлять поток движения воздуха под крылом — из зоны высокого давления он смещается в зону низкого, но тормозится теперь не только плоскостью крыла, но и приближающейся землёй. 

В итоге самолёт словно садится на «воздушную подушку», что приводит к ещё большему нарастанию давления и смещению его от передней части крыльев, как бывает при обычном полёте, к задней.

 В полётах ранней эпохи воздухоплавания это приводило к тому, что самолёт «клевал носом» при посадке, а то и вовсе совершал сальто. Проблему решили, разместив крылья над кабиной и поставив самолёт на шасси.

Но впоследствии инженеры подумали: «А почему бы не применить экранный эффект для движения самого летательного аппарата?»

…И создали экранопланы. Мы не случайно упомянули воздушную подушку. Экранопланы ближе всего именно к морским судам, использующим этот принцип. Только воздушная подушка экраноплана создаётся не путём нагнетания воздуха специальными устройствами, а набегающим потоком. Давление под нижней плоскостью крыла повышается, что удерживает технику в полёте над поверхностью воды.

Создаются такие условия только на очень небольших высотах (от нескольких сантиметров до нескольких метров), именно поэтому экранопланы используются преимущественно над водой. Они могут летать и над обычной поверхностью, только она должна быть ровной, без деревьев и сильных искривлений рельефа. Например, над поверхностью высохшего солёного озера экраноплан будет летать без проблем.

Из-за специфики полёта управлять экранопланом сложно. Обычному пилоту, пересевшему в кабину такой машины, будет крайне непривычно.

Здесь всё иначе: изменение высоты меняет балансировку летательного аппарата, изменение скорости — тоже. Крен вызывает диагональное смещение центра давления.

Однако у экраноплана есть множество плюсов по сравнению с современными самолётами и судами, так как они сочетают в себе качества как тех, так и других:

  • экранолёты гораздо безопаснее обычных самолётов, так как в случае обнаружения неисправности в полёте амфибия может сесть на воду даже при сильном волнении;
  • экранопланы быстрее судов на воздушной подушке, так как достигают скорости в 500 километров в час;
  • экранопланы экономичнее, чем самолёты, из-за специфики полёта;
  • экранопланам не нужен аэродром.

Наша школа

В конструкциях экранопланов выделяют две основные школы — советскую, созданную Ростиславом Алексеевым, и западную, первенство в которой принадлежит немецкому, а затем и американскому (после Второй мировой он был перевезён в США, где и трудился до самой смерти) конструктору Александру Липпишу (Alexander Lippisch).

Немецкие экранопланы всегда делались как треугольные летающие крылья, чаще всего без хвостового оперения, устойчивые, но неспособные развить высокую скорость.

Советские, а потом и российские разработки, напротив, опирались на прямое крыло. Такая схема требует дополнительных усилий по стабилизации конструкции, но позволяет двигаться с большими скоростями и в самолётном режиме.

Есть ещё и тандемная схема, но она пока почти не вышла за рамки теоретической авиации.

Ростислав Алексеев, главный конструктор экранопланов в мире, был кораблестроителем, мечтавшим о настоящем полёте и воплотившим свои мечты в реальность. В 1935 году он поступил в Горьковский индустриальный институт имени Жданова, а в октябре 1941 года (в связи с началом войны экзамены отложили) защитил дипломную работу по теме «Глиссер на подводных крыльях».

Во время войны он работал в должности контрольного мастера выпуска танков на заводе «Красное Сормово».

 В 1942 году было принято решение о выделении Алексееву помещения и людей для работы по созданию боевых катеров на подводных крыльях.

Вчерашний выпускник, он смог заразить своей идеей всех, убедить в возможности заставить катер «летать». В проект Алексеева поверило и управление кораблестроения ВМФ, ему были выделены средства. 

Меня так вдохновила забота о моём проекте, это был такой могучий заряд уверенности в необходимости задуманного, что его хватило на десятилетия. Ведь подумать только, ещё в разгаре война, всё подчинено лозунгу «Всё для фронта!», каждая пара рук на счету, а люди думают о завтрашнем мирном дне

Ростислав Алексеев

Разработка затянулась на долгие годы, уже после войны в 1957 году Алексеев представил судно на подводных крыльях «Ракета» на суд мировой общественности, приведя корабль в Москву в дни Международного фестиваля молодёжи и студентов. С этого момента в мире началось скоростное судостроение. Все советские суда на подводных крыльях — «Метеоры», «Буревестники», «Кометы» — построены Ростиславом Алексеевым.

Рождение монстра

Алексеев начал создавать экранопланы в 1962 году. При этом он видел своей задачей совмещение в экраноплане возможностей обычного самолёта и, собственно, экранолёта.

По его задумке, использовать эту технику предполагалось как над поверхностью воды, так и на высоте до 7500 метров. Для проверки возможностей экранопланов им была создана экспериментальная модель КМ «Корабль-макет».

Однако зарубежные специалисты расшифровали эти буквы по-своему «Каспийский монстр» (Kaspian Monster).

Экраноплан имел размах крыла почти 38 метров, длину 92 метра, максимальную взлётную массу 544 тонны. До появления самолёта Ан-225 «Мрия» это был самый тяжёлый летательный аппарат в мире. 22 июня 1966 года, перед рассветом, с волжского причала спустили на воду самый крупный на то время летательный аппарат на планете.

Сразу после выпуска с завода встала проблема перемещения экраноплана к месту испытаний. Почти месяц полупритопленный, с отстыкованным крылом, накрытый маскировочной сеткой экраноплан буксировали по Волге из Горького на полигон в Каспийск. По соображениям секретности шли только ночью, днём «монстр» отдыхал в тени маскировочной сетки.

В 1966 году «Каспийский монстр» наконец вышел на испытания, которые проводились на специально созданной испытательно-сдаточной станции на Каспийском море в районе города Каспийска (Дагестан).

Долгих 15 лет шли тесты этого чуда техники, пока не случилась авария в 1980 году из-за ошибки пилотирования. Обошлось без жертв, более того, экраноплан ещё неделю оставался на плаву, однако попыток спасти его предпринято не было.

Он так и затонул в Каспийском море.

Первый полет «Орлёнка»

В начале 70-х годов конструкторское бюро Алексеева получает заказ на создание военного экраноплана, и 3 ноября 1979 года первый в мире десантный корабль-экранолёт «Орлёнок» был принят как боевая единица в состав военно-морского флота. Он получил штатный номер МДЭ-160 (малый десантный экраноплан).

«Орлёнок» имел вовсе не маленькое полное водоизмещение в 122 тонны, развивал скорость в 216 узлов и мог перевозить 200 десантников в полной боевой выкладке или 28 тонн груза.

 Малый десантный экраноплан предназначался для переброски морских десантов на дальность до 1500 километров, с возможностью взлёта при высоте волн до двух метров.

Погрузка и выгрузка людей и техники осуществлялись через откидывающуюся вправо носовую часть.

Всего было создано пять таких уникальных для своего времени машин. К сожалению, в 1984 году умер министр обороны Дмитрий Устинов, который поддерживал идею строительства флота десантных экранопланов.

Новый министр обороны Сергей Соколов закрыл программу, пустив высвободившиеся деньги на строительство атомных подводных лодок.

Но даже это не остановило процесс создания одного из самых уникальных военных транспортных средств в мире — экраноплана «Лунь».

«Лунь» — птица гордая

Ростислав Алексеев уже не увидел полёта этого экраноплана, ставшего выражением всех его идей и мыслей.

 14 января 1980 года, находясь на испытаниях модели нового пассажирского экранолёта, во время спуска на воду он получил травмы. Две операции не помогли, и самый главный творец экранопланов в мире скончался 8 февраля 1980 года.

В это время конструкторские работы по проекту «Лунь» уже были завершены, оставалось дождаться начала строительства.

В 1983 году был заложен первый и, как потом окажется, последний тяжёлый ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903. В 1986 году эта поражавшая воображение махина была готова.

Ставший продолжением идей «Каспийского монстра» экраноплан был предназначен для борьбы с надводными кораблями путём нанесения ракетного удара в условиях слабого противодействия со стороны средств воздушного нападения врага.

По сути, «Лунь» — это охотник на авианосцы, способный с огромной скоростью подойти к ордеру противника и отстреляться ракетами, оставаясь в зоне недосягаемости.

Вооружённый шестью пусковыми установками с противокорабельными ракетами «Москит», «Лунь» мог нанести свой удар с расстояния в 120 километров, при этом пролетев над водой до 2000 километров, оставаясь практически невидимым для радаров противника.

Размах крыла этой птицы 44 метра, а площадь — 550 квадратных метров. Внутри крыла находятся четыре отсека с топливом для восьми двигателей НК-87. Длина этого экраноплана 73 метра, а высота сравнима с пятиэтажным домом — 19 метров.

Изначально планировалось создать восемь ракетных экранопланов типа «Лунь», однако из-за финансовых проблем и военной нецелесообразности эти планы реализовать не удалось.

В настоящее время «Лунь» списан и законсервирован в сухом доке на территории завода «Дагдизель» в Каспийске. Вся секретная электроника пылится на секретных складах, откуда, наверное, больше никогда не будет возвращена.

Можно посмотреть на это чудо советской инженерной мысли из космоса, пройдя по ссылке в Google-карты и вбив следующие координаты (42°52′54″ с.ш. 47°39′24″ в.д.).

За рубежом

Самым громким зарубежным проектом стал Boeing Pelican — военный экраноплан с возможностью переброски 1200 тонн за раз. Дальше разработок он не пошёл, концепция оказалась слишком огромной и малореализуемой даже по меркам не особо считающих деньги американских военных. 

Аппарат должен был совершать полёт на высоте около десяти метров над морем, имея возможность подниматься на высоту в 6000 метров для полётов над сушей или обхода штормов. За один раз Pelican смог бы поднять до 17 танков M1 Abrams или почти 200 морских 20-футовых контейнеров. Однако с 2013 года об этом проекте ничего не слышно.

Была информация о постройке крупного экраноплана Южной Кореей, однако и этот проект в настоящее время заморожен.

Современное состояние

В настоящее время серьёзного производства экранопланов в России нет. Есть разрозненные компании, занимающиеся созданием небольших экранолётов. Время от времени возникают идеи о возрождении советской школы, однако они так и остаются не более чем прожектами.

Более того, в России полностью отсутствует нормативно-правовая база, регламентирующая эксплуатацию экранопланов. Производители этого вида техники столкнулись с трудностями: им не удаётся собрать полный комплект разрешений на использование такого вида транспорта.

Причём ни по одному из трёх назначений экранопланов: военному, спасательному и гражданскому.

Огромное количество различных бюрократических организаций и отсутствие чёткой правовой базы превращают рядовую ситуацию по сертификации воздушного судна в неразрешимую проблему.

В России до сих пор даже не смогли решить проблему перевозки «Луня» и организации музея. Так до сих пор он и ржавеет потихоньку, начиная разваливаться на куски. У огромной страны не нашлось возможностей ни на сохранение советских технологий, ни на их перевод на гражданские коммерческие рельсы.

Однако вполне возможно, что сейчас экранопланы могут получить новое развитие. Дело в том, что для освоения Арктики они станут одним из наиболее удобных вариантов — способные преодолевать большие расстояния, не обращая внимания на то, лёд или вода находятся у них под крылом. Посмотрим, может быть, уже скоро мы вновь увидим низкий полёт этих удивительных аппаратов.

Источник: https://life.ru/991585

Экспериментальный экраноплан км (корабль-макет)

Экраноплан: корабль или самолет?

Разработчик: АлексеевСтрана: СССР

Первый полет: 1966 г.

В первой половине 60-х годов прошлого века была принята национальная программа по экранопланам, предусматривающая создание последовательности новых пилотируемых самоходных моделей экранопланов, и разработку проектов боевых экранопланов для ВМФ и других родов армий с созданием полноразмерного экспериментального экраноплана. В 1964-1965 годах в ЦКБ по СПК осуществлялось создание и проектирование неповторимого, самого громадного в мире летательного аппарата — экраноплана «КМ»- корабль-макет, взявшего у зарубежных разведслужб заглавия: «Каспийский монстр», «Каспийское чудовище».

Главным конструктором этого экраноплана был Р.Е.Алексеев, ведущим конструктором — В.в первых рядах.Ефимов. В постройке экраноплана КМ были задействованы многие предприятия СССР, в частности Горьковского региона — завод «Красное Сормово», авиастроительный завод имени Серго Орджоникидзе.

КМ, либо корабль-макет, как его назвали в ЦКБ, имел длину 92 м, высоту 22 м, размах крыла 37 м. Днище корпуса было устроено по-корабельному, не смотря на то, что снаружи КМ был похожим самолет.

На переднем пилоне размещалось 8 турбореактивных двигателей тягой по 10 т любой — их мощность употреблялась по большей части при старте.

На киле находились еще два таких же двигателя, достаточных для поддержания крейсерского режима.

В рекордном полете его масса достигала 544 т, что было в то время неофициальным мировым рекордом для летательных аппаратов того времени. Он был побит лишь с созданием самолета Ан-225 «Мрия». По документам экраноплан проходил как корабль и относился к ВМФ, поскольку экранный эффект действует на высоте нескольких метров.

Конструктивно он напоминал амфибию (тип лодка). Руководили экспериментальным аппаратом летчики-испытатели.

Опробования корабля-макета решили совершить на Каспийском море. 22 июня 1966 года, перед восходом солнца с волжского причала спустили на воду самый большой на то время летательный аппарат в мире.

А после этого практически месяц полупритопленный, с отстыкованным крылом, накрытый маскировочной сеткой экраноплан буксировали по Волге из Неприятного на полигон в Каспийск.

По соображениям секретности шли ночью, днём отстаивались.

И все это время доделывали KM — управление, хотя отрапортовать «наверх» и взять награды, назначило Алексееву, попросту говоря, сумасбродные сроки.

Наконец КМ достиг Каспийска — города, расположенного рядом с Махачкалой. В том же направлении прибыли влиятельные госслужащие и настойчиво попросили от конструктора немедленного отчета. Экраноплан еще пребывал в плавучем доке, а Врач наравне со всеми тянул верёвки, пристыковывая крыло.

И внезапно он поразил собственных сотрудников, казалось бы, уже привыкших к его неординарности, — забрав полетный лист, Алексеев невозмутимо начертал на нем: «Полет в доке».

Запустили все 10 двигателей, грохот увеличивался, тросы, удерживающие КМ, натянулись, как струны, на берегу начал ломаться древесный забор, попавший под выбросы моторов. При тяге в 40% от номинальной док с пришвартованным в нем экранопланом тронулся с места, начало срывать якоря. Удовлетворенный произведенным на государственныхы служащих впечатлением, Алексеев приказал глушить двигатели.

С того времени слова «полет в доке» для его сподвижников и конструктора обозначали очковтирательства, на каковые случалось идти, чтобы не конфликтовать с требующим стремительных результатов руководством.

А оно все торопило, и для соблюдения назначенной даты первого полета было нужно без шуток рискнуть. Дело в том, что на корабле-макете опоздали смонтировать радиооборудование, не трудились и высотомеры. В четыре утра, в то время, когда руководство нежилось в кровати, буксир вывел док в море.

Он еще не всецело погрузился в воду, а из него уже на малом газе вырулил экраноплан — за штурвалом сидел Врач. Он продемонстрировал жестом: «Вперед!» — и поднял КМ из воды. Летал сходу около 50 мин на высоте приблизительно 4 м.

На берегу Алексеев доложил ошеломленным членам и председателю рабочей группы: «Машина вела себя замечательно», а заодно, дав обещание никому не рассказывать о том, что они все проспали, попросил подписать полетный лист. Деваться сконфуженным госслужащим было некуда — полет замечало много свидетелей. Успешный финал первого опробования принес Алексееву «добро» финансировать его проект как минимум 5 лет.

На самом же деле полет прошел не столь уж гладко — в какой-то момент корпус экраноплана, выстроенный по авиационным правилам, начал извиваться, как змея. Недочёт решили устранить самым несложным методом — корпус укрепили 10-и 20-миллиметровыми железными страницами. Выбирать его ажурную силовую конструкцию, перекладывать кабельные автострады и прочую начинку было некогда.

Но все равно огромная, тяжелая машина продемонстрировала замечательные качества. Она устойчиво шла над экраном на высоте 3 — 4 м на крейсерской скорости 400-450 км/ч. По большому счету Алексеев владел какой-то необычной конструкторской интуицией.

К примеру, в то время, когда за границей опубликовали схемы его судов на подводных крыльях, один германский доктор наук-гидроаэродинамик, изучив их, категорически заявил: «Эти аппараты не смогут двигаться так скоро — крылья разрушатся от кавитации».

Определив же, что русские от опытных образцов уже переходят к серийному выпуску, уязвленный ученый не удержался и приехал к Алексееву. Зарубежного гостя прокатили на «Ракете», причем часть плавания он совершил достаточно уникально.

По его просьбе открыли нижний люк, доктор наук свесился вниз головой поближе к воде (двое из команды держали его за ноги) и замечал водные потоки, омывающие крыло.

Через некое время доктор наук принял обычное положение и, пожав Алексееву руку, сообщил: «Страно, гениально!»

Да, Врач был необыкновенным человеком. Его, как и КМ, в полной мере возможно назвать «монстром», талантливым на то, что вторым не под силу. До сих пор достигнутое им в создании экранопланов остается отечественным секретом.

Зарубежные аналоги этих автомобилей являются, по сути, низколетящие самолеты — пилоты насильно удерживают их у поверхности. КМ же был так устойчив, что Алексеев время от времени на показ прекратил им управлять а также выключал в полете двигатели. Замечавших такое летчиков особенно впечатляло, что аппарат безо всякого вмешательства рулей отслеживал любой изгиб рельефа.

Владел КМ и хорошей маневренностью — он был способен на крутые развороты с касанием шайбы и большим креном (окончания крыла) о воду. Наблюдатели видели, как по окончании затяжного разбега по морю с 3-балльным беспокойством он оторвался от воды и ушел за горизонт.

Опробования КМ проходили на Каспии в течении в течении 15 лет и закончились совсем печально. 9 февраля 1980 года погиб Алексеев. В тот же году погиб КМ.

Пилот, в далеком прошлом не сидевший за штурвалом «монстра», через чур быстро задрал при взлете шнобель автомобили, она скоро и практически вертикально отправилась вверх, растерявшийся летчик быстро скинул тягу и не по инструкции сработал рулем высоты — корабль, завалившись на левое крыло, ударился о воду.

Жертв не было. Все, кто знал «Каспийского монстра», до сих пор уверяют — необходимо было сделать что-то из последовательности вон выходящее, дабы угробить его.

ЛТХ:

Модификация: КМ-1Размах крыла, м: 37,60Размах хвостового оперения, м: 37,00Протяженность, м: 92,00Высота, м: 21,80Площадь крыла, м2: 662,50Масса, кг-безлюдного самолета: 240000-макс. взлетная: 544000Тип двигателя: 10 х ТРД ВД-7Тяга, кгс: 10 х 13000Большая скорость, км/ч: 500Крейсерская скорость, км/ч: 430Практическая дальность, км: 1500Высота полета на экране, м: 4-14Мореходность, баллов: 3

Экипаж, чел: 6.

Экраноплан КМ.

Экраноплан КМ.

Экраноплан КМ.

Экраноплан КМ.

Экраноплан КМ.

Экраноплан КМ.

Экраноплан КМ.

Экраноплан КМ. Схема.

.

.Перечень источников:Летательные аппараты нетрадиционных схем. Экранопланы.Г.Ф.Петров. экранопланы и Гидросамолёты России.Издание «Техника — молодёжи» №№ 1-3 за 1992 г. Алексей Кузнецов. Каспийский монстр.Красная звезда. Анатолий Докучаев. В чем сила «Каспийского монстра».

Аэрохобби. С.Кравчук, А.Маскалик, А.Привалов. Летящий над волнами.

Источник: http://stroimsamolet.ru/jeksperimentalnyj-jekranoplan-km-korabl-maket/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.